Лаборатория 360
Исследовательский центр перспективных технологий
Поиск по сайту

Застряли на борозде просторов Вселенной

Военно-промышленный комплекс и космическая отрасль могут объединиться под руководством Дмитрия Рогозина. В России, вероятно, появиться новый холдинг, в который будут входить предприятия оборонной промышленности, в том числе концерн «Алмаз-Антей», и Роскосмос.

Для критики российской космической отрасли поводов в последнее время было много. Аварийный пуск ракеты-носителя «Союз-2.1б» с нового космодрома в конце ноября 2017 года: несколько российских и иностранных спутников не были выведены на орбиты из-за ошибки в алгоритме, в котором сохранились настройки для космодрома Байконур. «Космодром сработал идеально, ракета-носитель – прекрасно, исправный разгонный блок и рабочая полезная нагрузка. Но вместе оказалось, что один портной шьет карман, другой – лацкан, а костюмчик не получился», – сказал тогда Рогозин в эфире «России-24». При этом история строительства космодрома Восточный сопровождалась хищениями на миллиарды рублей.

Новый холдинг, который может объединить ВПК и космическую отрасль, будет служить для разработки и производства очень широкого ряда изделий: от зенитных снарядов до межпланетных космических станций. Вероятной причиной идеи объединения эксперты называют экономию финансовых средств. Например, успешное оборонное предприятие «Алмаз-Антей» может поделиться деньгами с убыточными организациями Роскосмоса. Кроме того, Роскосмос так или иначе работает над оборонными заказами. В частности, структуры Роскосомса работали над созданием межконтинентальных баллистических ракет «Булава», «Ярс» и «Сармат».

Независимый эксперт в области авиации и космонавтики, бывший эксперт космического кластера Фонда Сколково Вадим Лукашевич уверен, что ничего хорошего из этой затеи не выйдет. Если новый холдинг действительно будет создан, это станет уже третьей масштабной реформой российской космической отрасли за несколько лет. Первый этап реформы, начатый в 2013 году, предполагал оставить за федеральным агентством Роскосмос фактически функции заказчика, а всю промышленность вывести в отдельный холдинг. Два года спустя Роскосмос из федерального агентства, то есть структуры министерского уровня, был понижен рангом до госкорпорации (промышленный холдинг был возвращен в ее состав). С началом реформ сменилось и руководство – вместо бывшего главкома ракетных войск стратегического назначения Владимира Поповкина, которого в отрасли считали профессионалом, главой Роскосмоса стал бывший президент АвтоВАЗа Игорь Комаров. Очередное преобразование, если оно состоится, еще сильнее уронит формальный статус гражданской космонавтики, которая окажется в ведении департамента внутри государственного холдинга, а не фактически федерального министерства, как когда-то.