Лаборатория 360
Исследовательский центр перспективных технологий
Поиск по сайту
Навигационный рынок России вырастет до 300 млрд рублей

Навигационный рынок России вырастет до 300 млрд рублей

Александр Гурко
Российский предприниматель. Президент Федерального сетевого оператора в сфере навигационной деятельности Некоммерческого партнерства «Содействие развитию и использованию навигационных технологий», Член Совета при Президенте Российской федерации по модернизации экономики и инновационному развитию, заместитель Председателя Совета Ассоциации ГЛОНАСС/ГНСС Форум
03.04.17, 11:59

Система ЭРА-ГЛОНАСС готовится идти экспорт

О том, как ЭРА-ГЛОНАСС может повлиять на развитие российского навигационного рынка и какие еще проекты реализует федеральный сетевой оператор в сфере навигационной деятельности «Интерфаксу-АВН» рассказал президент некоммерческого партнерства «ГЛОНАСС» Александр ГУРКО.

– Александр Олегович, как сегодня идет создание системы ЭРА-ГЛОНАСС?

– В этом году НП «ГЛОНАСС» – федеральный сетевой оператор и единственный исполнитель проекта – завершает в изначально запланированные сроки создание системы. С 2014 года начнется эксплуатация системы ЭРА-ГЛОНАСС, а уже с 1 января 2015 года, согласно Техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», у системы появятся первые пользователи. К концу 2015 года их будут десятки тысяч.

На сегодняшний день автономные испытания узлов системы ЭРА-ГЛОНАСС завершены во всех субъектах РФ. В рамках комплексных испытаний было протестировано оказание базовой услуги системы ЭРА-ГЛОНАСС, получение экстренного вызова из автомобиля, оборудованного терминалом ЭРА-ГЛОНАСС, его обработка, передача в экстренные оперативные службы. Тем самым мы проверяем работоспособность и взаимодействие всех элементов ЭРА-ГЛОНАСС: региональных коммутационных узлов, региональных и федерального навигационно-информационных центров, основных и резервных каналов связи, а в тех регионах, где уже функционирует Система-112, и передачу экстренного вызова в эту систему. И поскольку система ЭРА-ГЛОНАСС должна работать на всей территории страны, то комплексные испытания мы проводим в каждом из 83 регионов.

В начале декабря стартуют приемосдаточные испытания государственному заказчику системы – Минтрансу России.

Кроме того мы уже завершили отработку взаимодействия с Системой-112 в пяти субъектах РФ и системами управления мобильными нарядами (СУМН) МВД России также в пяти субъектах.

Важнейшее событие для всего проекта произошло 23 октября: в Государственной думе в первом чтении был принят Федеральный закон «О системе ЭРА-ГЛОНАСС. Наш законопроект был поддержан всеми фракциями. Результат голосования абсолютный: 431 голос за, 0 воздержалось, 0 против. Конечно, специалисты НП «ГЛОНАСС» принимали самое активное участие в подготовке и продвижении законопроекта. Сейчас мы совместно с депутатами отрабатываем поправки ко второму чтению: оно стоит в плане на декабрь.

НП «ГЛОНАСС» не только исполнитель госконтракта на создание системы ЭРА-ГЛОНАСС, но и федеральный сетевой оператор, отвечающий за развитие навигационного рынка. Поэтому в январе мы в инициативном порядке запустим пилотный проект по потребительским сервисам на базе ЭРА-ГЛОНАСС. Запустим его совместно с нашими партнерами: разработчиком платформы – компанией «Люксофт», автопроизводителями, операторами связи, сервис-провайдерами и всеми другими участниками рынка, которые захотят к нам присоединиться.

– Какие компании кроме НП «ГЛОНАСС участвуют в создании системы?

– Думаю, что для реализации проекта мы собрали лучшую российскую команду. Были непростые тендеры и множество согласований, но результат есть. Ядро системы – навигационно-информационную платформу – создает российская компания «Люксофт», один из мировых лидеров в создании автомобильных систем. Поставка оборудования и интеграция – это крупнейшие российские интеграторы «Техносерв» и «ЭнВижн», имеющие большой опыт строительства сетей связи. Предоставление площадок для размещения оборудования ЭРА-ГЛОНАСС – это «Ростелеком» и «Мегафон». Каналы связи мы арендуем у «Вымпелкома», «Мегафона», «МТС» и «Ростелекома». «Цезарь-Сателлит» тестирует образцы автомобильных терминалов ЭРА-ГЛОНАСС, как сторонних производителей, так и собственные, а также проводит полевые испытания, используя несколько десятков автомобилей. Отмечу, что «Вымпелком», «Мегафон», «МТС», «Ростелеком» и «Цезарь-Сателлит» – участники НП «ГЛОНАСС».

– Какова роль компании НИС, которая ранее являлась федеральным сетевым оператором, в проекте ЭРА-ГЛОНАСС? И остается ли сейчас НИС участником партнерства?

– Скажу сразу, НИС не подавал заявление о выходе из партнерства и остается его полноправным членом. В частности, участвует в работе комитетов партнерства. Поэтому информация о каком-то выходе не более чем пиар, цели которого я комментировать не буду.

Что касается первой части вопроса, то акционеры ОАО «НИС» стояли у истоков проекта ЭРА-ГЛОНАСС, представляли его на комиссии при президенте по модернизации и технологическому развитию экономики России, где в октябре 2009 года и было принято решение о создании государственной системы ЭРА-ГЛОНАСС. Много было сделано акционерами НИС и для успешного старта проекта. Затем, в 2010 и 2011 годах, НИС был исполнителем государственного контракта. В 2010 году совместно с ведущей российской компанией «Ланит» было проведено эскизное проектирование системы; в 2011 году созданы опытные образцы в трех субъектах РФ.

В сентябре 2012 года статус единственного исполнителя системы ЭРА-ГЛОНАСС получило созданное в мае некоммерческое партнерство «ГЛОНАСС», несколько ранее определенное федеральным сетевым оператором в сфере навигационной деятельности. В некоммерческое партнерство перешли и многие ключевые члены команды проекта, в том числе те, кто формировал облик системы еще до заключения первого госконтракта.

Таким образом, работы по созданию ЭРА-ГЛОНАСС в 2012-2013 годах – это уже деятельность некоммерческого партнерства. Масштаб наших работ таков: 2012 год – 15 регионов, 2013 год все остальные регионы, а также «ядро системы» – навигационно-информационная платформа. Сегодня инфраструктура развернута во всех 83 регионах. Благодаря этому надежная услуга ЭРА-ГЛОНАСС будет доступна нашим гражданам на всей территории страны. Прошли автономные испытания. Завершаются комплексные. Система готова к сдаче Минтрансу России.

Замечу, что НИС принимал участие в проектирование системы и создании инфраструктуры в 18 из 83 субъектов РФ.

– По вашим оценкам, как быстро будет расти количество автомобилей, подключенных к системеЭРА-ГЛОНАСС?

– Это определено в Техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». С 1 января 2015 года систему ЭРА-ГЛОНАСС должны устанавливать в автотранспортные средства, впервые проходящие процедуру одобрения типа. А с 1 января 2017 года уже во все транспортные средства, выпускаемые в обращение на территории стран Таможенного союза.

Продажи новых автомобилей в России – 2,5-3 миллиона в год. Обновление модельного ряда автопроизводители проводят в среднем раз в 4-5 лет. Это означает, что уже в 2015 году у системы появятся первые десятки тысяч пользователей. В 2016 году к ним добавятся еще сотни тысяч. С 2017 года, когда ЭРА-ГЛОНАСС станет обязательной для всех новых автотранспортных средств, прирост пользователей составит уже те самые 2,5-3 миллиона. Итого: к концу 2017 года у ЭРА-ГЛОНАСС будет не менее 3 миллионов пользователей. Каждый год к ним будет добавляться еще около 3 миллионов.

Разумеется, это наша оценка. Многое, например, будет зависеть от ситуации на автомобильном рынке и в автопроме в целом. Также мы надеемся, что автовладельцы будут устанавливать ЭРА-ГЛОНАСС и по собственной инициативе, чтобы уже бесплатно пользоваться услугой экстренного вызова при ДТП. Такая возможность нами предусмотрена.

– Звучала информация, что Минтранс России хочет стать оператором услуг по ЭРА-ГЛОНАСС. Так ли это?

– Не сам Минтранс, конечно, а одна из его подведомственных организаций. В частности, называлось ФГУП «ЗащитаИнфоТранс».

ЭРА-ГЛОНАСС – это государственная система. Балансодержателем в этом случае может выступать только какая-либо государственная организация: агентство, учреждение, ФГУП.

ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» является единственным исполнителем по созданию систем транспортной безопасности Минтранса России. Также это один из наших подрядчиков по информационной безопасности системы ЭРА-ГЛОНАСС. Поэтому поставить систему на баланс ФГУП «ЗащитаИнфоТранс», на наш взгляд, возможное и обоснованное решение. Вопрос по балансодержателю надо решить достаточно оперативно: ведь уже в декабре система будет сдана государственному заказчику. После сдачи система не должна «повиснуть в воздухе».

– А операторская деятельность? Кто будет отвечать за услугу ЭРА-ГЛОНАСС?

– Здесь два взаимосвязанных вопроса: кто станет оператором ЭРА-ГЛОНАСС – будет обеспечивать эксплуатацию системы и оказывать услугу экстренного вызова и каковы источники финансирования системы. Их решение – прерогатива государства. И определиться нужно уже в начале следующего года, поскольку в январе 2015 года у системы появятся первые пользователи.

Здесь мы видим два возможных сценария.

Первый – выделение бюджетных средств на эксплуатацию и функционирование системы ЭРА-ГЛОНАСС и определение ее оператора по аналогии с другими государственными информационными системами, например, ГАС «Выборы» или системами Минтранса России. Цена вопроса – сотни миллионов рублей ежегодно из федерального бюджета.

Второй – привлечение частного инвестора, который и станет оператором ЭРА-ГЛОНАСС. Одновременно такому оператору предоставляется возможность использовать потенциал системы в интересах сервис-провайдеров различных услуг, в том числе платных. Это позволит значительно снизить расходы бюджета, а в перспективе, возможно, и выйти на самоокупаемость. О необходимости коммерциализации инфраструктуры ЭРА-ГЛОНАСС в целях снижения бюджетных затрат неоднократно говорилось и правительством, и Минтрансом России. У нас в НП такой сценарий глубоко проработан и в части набора услуг, и в части бизнес-моделей.

Важно, что помимо снижения бюджетных расходов это создаст условия наибольшего благоприятствования для развития сегмента услуг, в том числе снижается «входной барьер» на рынок для сервис-провайдеров – по нашим оценкам, в два раза.

При этом все требования к услуге экстренного вызова при авариях – надежность, доступность и, конечно, бесплатность для всех пользователей – остаются без изменений. Это обязательное условие для любого оператора системы ЭРА-ГЛОНАСС.

– Вы много говорите об услугах, которые могут оказываться с помощью инфраструктуры ЭРА-ГЛОНАСС. Какие это услуги?

– Мы разделили услуги по категориям пользователей. Это государственные услуги, например, взимание платежей за проезд или контроль передвижения опасных грузов, онлайн тахографический контроль. Далее, услуги в интересах заказчиков из различных сфер бизнеса, например, мониторинг транспорта и оптимизация логистики. Затем услуги в интересах физических лиц – водителей и пассажиров. Среди них дистанционная диагностика автомобиля, страховая телематика, различные информационно-навигационные сервисы, услуги раннего оповещения, охранно-поисковые услуги.

– Какие проекты, на ваш взгляд, окажут наибольшее влияние на развитие российского навигационного рынка?

– Главная задача НП «ГЛОНАСС», как федерального сетевого оператора, – создание рынка для оборудования, решений и услуг с использованием ГЛОНАСС в России и за рубежом. Поэтому все проекты, которые мы реализуем в рамках НП – а это ЭРА-ГЛОНАСС, региональные целевые программы внедрения навигационных технологий, создание корпоративных, отраслевых, ведомственных систем и другие – все они направлены на увеличение размеров рынка.

Действительно, чтобы рынок навигационных услуг на автотранспорте стал привлекательным для бизнеса и частной инициативы, в первую очередь его надо масштабировать, создать объем. И это делается за счет реализации целого ряда крупных государственных проектов. И, во-вторых, необходимо снизить «барьер входа» на рынок. Использование сервис-провайдерами инфраструктуры ЭРА-ГЛОНАСС – высоконадежной, охватывающей все дороги страны – как раз и снижает этот барьер. Это позволит сервис-провайдерам направить свои инвестиции в разработку новых потребительских решений и услуг. При создании ЭРА-ГЛОНАСС мы такую возможность – подключения сервис-провайдеров и интеграторов контента – предусмотрели. Сейчас отрабатываем интерфейсы подключения к инфраструктуре ЭРА-ГЛОНАСС.

– Есть ли возможность распространить решения ЭРА-ГЛОНАСС за границы страны?

– Мы активно работаем в этом направлении. НП «ГЛОНАСС» является членом рабочих групп Евразийской экономической комиссии Таможенного союза и Единого экономического пространства, Европейской ассоциации по интеллектуальным транспортным системам (ERTICO) и других международных и российских организаций. Система ЭРА-ГЛОНАСС вполне конкурентоспособный продукт на экспорт. Мы привлекли к реализации аналогичных проектов Казахстан и Белоруссию. Основа для нашего сотрудничества – Технический регламент Таможенного союза. Если в Таможенный союз вступят другие государства, а такие планы, как мы знаем, есть, будем работать и с ними.

В Казахстане начинается проектирование системы ЭВАК – аналога ЭРА-ГЛОНАСС. Основной исполнитель – дочерняя компания национального оператора связи «КазахТелеком». В меморандуме, подписанном правительствами России и Казахстана, полномочия представлять интересы России в проекте ЭВАК делегированы федеральному сетевому оператору НП « ГЛОНАСС». Казахстанскую сторону представляет «КазахТелеком».

В Белоруссии наш партнер определен правительством – это белорусский сетевой оператор, компания СКБ «Камертон».

Естественно, в рамках проектирования будет обеспечена совместимость систем Казахстана и Белоруссии с ЭРА-ГЛОНАСС, а значит, и с европейской системой eCall.

– Возможно ли, чтобы решения ЭРА-ГЛОНАСС нашли применение и за пределами стран Таможенного союза?

– В рамках проекта ЭРА-ГЛОНАСС мы создаем универсальные технологии. Конечно, в каждой стране есть национальная специфика в регулировании и взаимодействии служб реагирования, работе соответствующих систем. Но, могу сказать уверенно, наши технические решения полностью конкурентоспособны и отвечают самым современным требованиям. Так, в системе ЭРА-ГЛОНАСС продвинутая навигационно-информационная платформа. Мы не один год искали поставщика готовой платформы «под ключ». Искали за рубежом, а нашли в России – российскую компанию «Люксофт». Более того, мы просмотрели множество зарубежных и российских готовых решений и, проанализировав, убедились, что наши требования к платформе ЭРА-ГЛОНАСС выше и масштабнее, и готовых решений для нас в мире нет. Поэтому решение от «Люксофт» не только российское по происхождению, но и самое современное, и, по сути, уникальное – не имеющее мировых аналогов.

При этом для нас было важно найти не просто разработчика платформы, а такого, который имеет большой опыт работы с мировым автопромом, где свои жесткие и специфические требования. «Люксофт» уже более семи лет является подрядчиком компании Harman, которая, в свою очередь, контролирует половину мирового рынка встроенных автомобильных систем. Многое из того, что мы видим в автомобилях, – интерфейсы, бортовые компьютеры, – сделали Harman и «Люксофт». У них уникальный опыт и компетенции. И этот мировой опыт аккумулирован нами сегодня в платформе российской системы ЭРА-ГЛОНАСС.

– В России реализуется крупный проект на основе навигации по механизму государственно-частного партнерства – создание системы взимания платы с большегрузного транспорта. Какова роль федерального сетевого оператора в этом проекте?

– НП «ГЛОНАСС» является технологическим консультантом Росавтодора в проекте по созданию системы взимания платы с большегрузного транспорта. Сегодня партнерство осуществляет инженерно-техническое сопровождение проекта, а именно готовит разъяснения заявителям конкурса относительно конкурсной документации по техническим вопросам, осуществляет экспертизу предложений в части их соответствия техническим требованиям.

Отмечу, что будущий концессионер системы взимания платы для снижения своих инвестиций в проект и последующих операционных расходов может воспользоваться широкими возможностями системы ЭРА-ГЛОНАСС – готовой, современной, надежной, работающей на всей территории страны. На наш взгляд, это было бы рациональным бизнес-решением, и такую возможность в системе ЭРА-ГЛОНАСС мы предусмотрели.

– Как, на ваш взгляд, в дальнейшем будет развиваться навигационная отрасль в России?

– По сути, сегодня на наших глазах растет новый массовый высокотехнологичный рынок. Коммерциализация ЭРА-ГЛОНАСС, тахографы, система для взимания платы для 12-тонников, региональные целевые программы, международные проекты – все эти направления являются совершенно новым витком в формирование рынка. Совсем другой масштаб.

И во всех этих проектах активную роль играет федеральный сетевой оператор НП «ГЛОНАСС» и участники нашего партнерства – лидеры навигационно-информационного рынка: «Вымпелком», «Мегафон», «МТС», «Навигационно-информационные системы», «Ростелеком», «Сумма Телеком», «Транзас», «Цезарь Сателлит», «Яндекс», ассоциация «ГЛОНАСС/ГНСС-Форум», представляющая интересы среднего и малого бизнеса.

Если наши амбициозные планы реализуются, а мы приложим к этому все усилия, то к 2020 году российский навигационный рынок на автотранспорте вырастет до 300 млрд рублей, или в 20 раз по отношению к 2012 году.